Что необходимо сделать, чтобы ребенок научился правильно и осмысленно читать?

Эта тема волнует практически всех родителей: и тех, чьи дети еще не научились ходить, и тех, кто уже водит ребенка в школу.

Несмотря на то, что некоторые мамы и папы начинают чуть ли не с 8-ми месяцев учить с ребенком буквы, а интернет предлагает множество самых различных методик обучения чтению, проблема чтения остается.

"Полгода проучились в первом классе, - жалуется мама первоклассника, - год готовились к школе, а сын не читает".

Когда мы спрашиваем у родителей, что нужно сделать, чтобы научить читать, нам неизменно отвечают–выучить буквы. Тогда мы задаем другой вопрос: зачем человеку уметь читать?

Разумеется, чтоб что-то новое узнавать, т.е. понимать прочитанное. Чтобы понимать прочитанный текст, одного складывания изученных букв недостаточно. Да и складывать зачастую научили неправильно.

«Б-ер-ёз-а», - читает ребенок.

Спрашиваю: «Что прочитал?»

 В ответ: «Не знаю».

При чтении любого слова у ребенка должен возникать образ, т.е. представление того, что он за буквами увидел. Если ребенок не понимает, что читает, процесс чтения становится для него утомительным, а потом - мучительным. А должен быть радостным, ведь это открытие нового!

 

Вывод первый:  чтобы осмысленно читать, надо развивать представления детей об окружающем нас мире. Надо называть всё, что попадает ребенку на глаза дома и на улице, рассматривать, наблюдать. Обязательно надо ходить в зоопарк - это лучше, чем запоминать животных по картинкам.  Надо побывать на речке, в поле, в лесу, желательно увидеть озеро, море, горы. Тогда любое прочитанное слово будет понятно ребенку, будет всплывать в его сознании как картинка.

Итак, вы решили учить с ребёнком буквы. Когда это надо начинать? Можно, конечно, и в год, и в два.

Важно понять, зачем в этом возрасте вашему ребёнку буквы?!

Малыши познают окружающий их мир особым образом – отражённо, т.е. они отражают (повторяют) всё, что видят и слышат от взрослых. Поэтому нас так умиляет, когда они копируют наше взрослое поведение, и пугает, когда они приносят с улицы нехорошие слова. А дети не понимают, просто повторяют за всеми. Поэтому буквы тоже будут повторять на отражённой речи. И могут заучить их.

Могут выучить и карточки со словами и угадывать их. А вы будете демонстрировать своего «читающего» ребёнка, как вундеркинда. С таким же успехом вы можете выучить с ним и таблицу Менделеева.

Никакого отношения к пониманию букв, как обозначению звуков речи, необходимых для чтения и письма, это не имеет. Дети ещё и не говорят внятно, ещё мало что знают, зачем им непонятные значки? Им надо реальный мир изучать: трогать, смотреть, слушать, нюхать,  делать, играть и говорить!

Вывод второй: изречение «чем раньше, тем лучше» к изучению букв не подходит. «Всему своё время» - так будет вернее.

Мамочки, нужно просто наблюдать за своим ребёнком, когда вы его учите, смотреть ему в глазки и видеть, что он понимает, как реагирует, что делает. А главное, спрашивать себя: «Ему это сейчас для чего нужно?»

Учить буквы за 5-6 лет до поступления в школу нет необходимости! Столько времени и сил потратите, чтобы постоянно их повторять! А повторять придётся, т. к. неосмысленные знания быстро вылетают из детских головок. Как, впрочем, и  из взрослых. Попробуйте-ка сами выучить несколько химических формул, а через 3 недели их воспроизвести! Вы их забудете гораздо раньше.

 

Когда ребёнок готов к восприятию, навык  чтения и, параллельно, письма появляется за 2-3 месяца без особых усилий. Оптимально начинать читать в 5 – 6 лет.

Как определить готовность ребенка к восприятию чтения?

Во-первых, у него появляется мотивация на чтение.

Это собственное его желание, его интерес, а не ваше хотение или принуждение учить буквы.  Дети начинают интересоваться, что где написано  (например, на вывеске), что делает папа (если он читает), как называются буквы… и т.п.

Во-вторых, ребёнок хорошо говорит и может рассказывать о том, что с ним произошло или что он видел. Разговаривайте с ребёнком не только на бытовые темы, но и что и отчего бывает, откуда что берётся, и почему так получается.

К 5-ти, 6-ти годам надо исправить нарушения произношения, т.к. неправильно произносимые ребёнком звуки будут мешать ему различать буквы (особенно часто: Ц, С, Ч, Ш, Щ). На письме это тоже может отразиться, т.к. дети пишут со слуха.

В-третьих, ребёнок начинает себя слышать, т.е. может вычленять из речи отдельный звуки (так называемый фонематический слух).

Играйте с ним по дороге в детский сад «в слова».

 Есть множество вариантов:

  • придумывать любые слова, начинающиеся на любой звук (например, машина, мишка, метро, мел, мармелад, малина и т.д.);
  • называть по дороге всё, что видишь, на какой-нибудь звук (например, солнце, светофор, сапоги, слякоть, сумка, садик и т.д.);
  • угадывать звуки в слове (вы называете слово «дом», а ребёнок называет по-порядку все звуки – д, о, м);
  • собирать звуки в слово (вы загадываете по-порядку звуки из любого слова – д, в, о, р, - а ребёнок угадывает слово).

ВАЖНО! Называть именно отдельные звуки, а не названия букв (бэ,вэ, мэ, нэ, лэ,рэ,ше), как чаще всего выучивают дети. Мало того, что заучиваются неправильные названия букв алфавита (бэ, вэ, но! эм, эн, эль, эр, ша), но это ещё затрудняет ребятишкам процесс слияния согласного и гласного в слоге. Ребёнок читает слог МА: «МЭА», тогда слово, прочитанное таким образом, невозможно понять: МЭАШЭА.

Вывод третий:  ребёнок, у которого есть правильная артикуляция (произношение), фонематический слух, устная речь, представления о мире и мотивация, готов к чтению! Он быстро и легко выучит буквы и будет читать осмысленно, с удовольствием!

Начинать читать можно сразу, как только вы выучили несколько букв. Не следует сначала вызубрить все буквы (а их 33!), а потом учиться складывать их в слова. У ребёнка может пропасть интерес к процессу чтения, а мы должны помнить - это главная цель изучения букв.

Начинаем с гласных букв. Выучили первые 2 буквы: А и У. И сразу складываем слова: АУ!  УА! Обязательно спрашиваем, что слова обозначают, даже самые короткие, чтобы у ребёнка родилось ощущение, что он читает! Просто тренировочное чтение слогов будет попозже, когда ребёнок поймёт способ чтения.

 

А пока выучим ещё согласную М и сразу прочитаем АМ! УМ! 

Важно понимать, что ребёнку легче складывать закрытые слоги (гласный – согласный), чем открытые слоги (согласный – гласный).  То есть тянуть У-у-у-у и добавить М ребёнку легче, чем слить М-А в МА. Поэтому терпеливо пробуем потянуть М-м-м и плавно добавить А-а-а. Складываем из 2-х слогов МА-МА!

Выбирайте сначала согласные, которые удобно сливать в открытые слоги: потянуть С-с-с и добавить О-о-о, или Р-р-р – У-у-у.

Прочитали слог СО- и сразу договорили слово, которое может начинаться с этого слога: СО-к, СО-бака, СО-ва. Прочитали РУ- и придумываем: РУ-ка, РУ-бить, РУ-ль и т.д.

Далее учим ещё несколько гласных букв: О, И и несколько согласных: К, Т, Б. И вновь читаем короткие слова с изученными буквами: МИ-Р,  ТИ-Р, МА-К, БА-К, БО-К, ТА-М, СО-К, СО-Р, КО-Т, ТО-К, ТУ-К и т.д. 

И тут же пишем эти слова печатными буквами на листе альбома фломастерами. Не в тетрадке!, а в альбоме крупными буквами.

Несколько советов, как учить буквы.

Ни в коем случае – по одной картинке, т.е. показали картинку с барабаном и назвали «Б».Тогда у ребёнка буква Б только барабан, а не значок звука Б, встречающегося в тысячах слов. Много предметов, много картинок надо показать и везде найти звук и букву «Б». Придумать, на что похожа буква.  Потом эту букву надо нарисовать, вырезать из бумаги, можно вылепить из пластилина или теста. Научиться узнавать её в книжках, на вывесках и т. д.

Давать ли понятие гласных и согласных звуков?

Давать, только очень просто, сравнивая произношение гласных и согласных. Просим ребёнка: «Послушай, чем отличается произношение звуков: А-а-а-а!  и  Б-Б!     О-о-о-о!  и Д-Д!     У-у-у-у!  и Г-Г!»

В результате наблюдений за произношением  делаем вместе с ребёнком вывод: когда произносим гласные А, О, У, … - воздух изо рта выходит свободно, а когда произносим согласные Б, Д, Г, … – воздух встречает во рту преграды (губы, зубы, язык, горло).

Когда ребёнок научился складывать слоги, не торопитесь вырабатывать скорость чтения. Помните! Главное – понимание каждого слова! Поддерживайте интерес к чтению. Не бросайте ребёнка один на один с книгой: «теперь ты умеешь, читай сам».  Лучше начните читать ему, а ребёнок  дочитывает  сначала слово, потом предложение, потом абзац.

Вывод последний: не нужно знать никаких  суперметодик, чтобы научить ребёнка читать. Это простой и естественный процесс, которым может овладеть любой ребёнок в соответствующем психологическом возрасте.