Нравится - не нравится

 Записывая в группу развития своих малышей, мамы нередко говорят нам, что «если на пробном занятии ребёнку понравится, тогда мы будем к вам ходить…».

Давайте попробуем разобраться, что скрывается за детским «нравится – не нравится», и как нам, взрослым, к этому относится. 

Представим себе ребёнка полутора, двух или трёх лет, который выходит с пробного занятия и тут же слышит вопрос мамы: «Тебе понравилось?». Да ладно бы один вопрос. «Тебе точно-точно понравилось? – продолжает выпытывать мама -  Ты точно будешь сюда ходить? Смотри, отвечай честно, мама сейчас денежку будет платить! Тогда обязательно придётся ходить».

Узнаёте в такой маме себя? Нет?

 

«Нравится или не нравится». Именно такую шкалу для оценки нового опыта мы предлагаем своему ребёнку. Или нравится – или нет. Или хорошо – или плохо. Или белое – или чёрное. Решай скорее!

 

Еще пример. Если малыш заплакал на занятии, мама выводит его в холл и приговаривает: «Если тебе не нравится, то заниматься не будем». Неужели решающим аргументом при выборе группы развития для малыша станет оценка, которую «по свежим следам» даст занятию сам ребёнок?

Нравится – не нравится …

Впечатление такое, что родители всё время хотят развлекать ребёнка. Хотят, чтобы любые предлагаемые занятия ему обязательно нравились.

Но давайте вспомним, что развитие и развлечение – это разные по смыслу слова.

Конечно, важно, понравилось ребёнку занятие или нет, ведь эмоциональные впечатления ребёнка дают нам, взрослым, отличные подсказки для воспитания. Вот только можно ли при принятии важных решений опираться только на детские эмоции?

У малыша, да и у детей постарше, эмоции меняются каждую минуту: то плачет, то тут же смеётся. Пять минут назад у него не получилось поставить ровно кубик на пирамиду – мы видим слёзы, обиду, раздражение. Тут же он лепит замечательный колобок или справляется с другим заданием – мы видим радость, улыбку, счастье. Почему? Потому, что он живёт настоящим! Он живёт здесь и сейчас! Детские психологи называют такое поведение «ситуативным». 

- Тебе понравилось занятие?

- Нет.

- Почему?

- Меня девочка толкнула.     

Причин ответить «Нет» у малыша может быть множество: не выспался, плохо себя чувствует, девочка толкнула, мячик отобрали, сандалии жмут, не получилось что-то сделать...

Нужно ли маме или бабушке провоцировать ребёнка вопросом «Тебе понравилось?» Ведь очевидно, что они хотят услышать «да». 

- Тебе понравилось занятие?

- Да.

- А что понравилось?

- Не знаю… 

Интересная игра, новые игрушки, приятный для пальчиков пластилин, хорошее настроение – причин ответить мамочке «Да» ещё больше, чем ответить «Нет».

Вот ещё один пример из практики. Мама наблюдала за своим малышом на протяжении занятия, а когда вышла, то подытожила свои впечатления так: «Ему не понравилось, потому что все дети занимались, а мой просто бегал, хватал всё подряд и всё».

Проанализировать ситуацию ребёнок ни в два года, ни в три, ещё не может.

 Задача «анализировать и оценивать» - для родителей!

Родителям! надо анализировать и решать, нужна ли предлагаемая деятельность (в любом развивающем центре) её ребёнку, а если он не встраивается в эту деятельность, то подумать, почему.

 

Мамам, делающим свой выбор, мы советуем внимательно наблюдать за своим ребёнком во время занятий и чувствовать его состояние и настроение после.

Необходимо поговорить с педагогом, ведущим занятие, или со старшим педагогом центра о программе развития, о своем ребенке.

Вы не задумывались, почему современным детям нравится играть в компьютерные игры, смотреть мультики про динозавров и роботов и клеить наклейки из тех же мультиков? Почему иногда даже шестилетним детям не нравится на занятии, на котором надо считать, думать, рассказывать, лепить, вырезать и рисовать? Может быть, потому что у них не получается?

Если мама понимает, что у дошкольника надо развивать творческие, познавательные, коммуникативные, физические и многие другие способности, а не идти на поводу у «нравится – не нравится», то и ребёнок постепенно втянется в развивающие занятия и всему обязательно научится!

И тогда… нравится рисовать и лепить, нравится решать задачки и читать сказки, нравится узнавать новое и сочинять рассказы …!

Просто к такому «нравится» надо прийти…